|


каталог Бородин Александр Порфирьевич (композитор)
Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833г. в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Гедеванишвили (1772-1840) и его 24-летней фаворитки Авдотьи Константиновны Антоновой. Так как князь был женат, он зарегистрировал ребенка как сына своего служителя Порфирия Бородина. Отец, уволенный на пенсию лейтенант русской армии, приписывал своё происхождение семье властителя Гедеванишвили более раннего грузинского королевства Имеретии. Незадолго до смерти он признал своего сына Александра.( )
Бородин воспитывался у своей матери в Санкт-Петербурге. Там он получил хорошее и обширное образование. Он оказался исключительно талантливым и изучил наряду с языками: немецким, французским, итальянским и английским, также игру на фортепиано, флейте и виолончели.
В 1863 году Бородин сочетался браком с русской Екатериной Протопоповой, блестящей молодой пианисткой. Они познакомились во время его пребывания в немецком Гейдельберге и влюбились друг в друга в общей поездке в Баден-Баден, где и обручились.( ) У них было 3 дочери.
Каким образом Бородин умудрялся находить время для музыки наряду с его профессурой в академии , ещё до сих пор остается загадкой.Тем не менее, в 1864 он встречается с Милием Балакиревым. Благодаря ему Бородин знакомится с тремя композиторами: Ц. Кюи, М.Мусоргским и Н.Римским-Корсаковым, а также с музыкальным критиком В.Стасовым. Таким образом Бородин становится пятым участником общеизвестной русской `Могучей кучки`. Его стиль эпического романтизма можно сравнить скорее всего с Рихардом Вагнером. В 1869 году Бородин представлял свою первую симфонию, под управлением Балакирева. В том же с году Бородин начал работу над своей героической оперой `Князь Игорь`, со знаменитыми „Половецкими плясками “. Это произведение, либретто которого композитор составил из средневековой песни Игоря, часто воспринимается как наиболее значащее. Опера `Князь Игорь` оставалась незаконченной до смерти композитора, что нужно приписывать, пожалуй, огромной рабочей нагрузке Бородина как исследователя. `Князь Игорь` был закончен позже Александром Глазуновым в оркестровке Николая Римского-Корсакова. Так же незаконченной оставалась третья симфония, посмертному завершению которой способствовал снова Глазунов.( ) Премьера его второй симфонии была первоначально неудачной, но когда Ференц Лист организовал следующее исполнение под управлением Венделина Вайсхаймера в 1880 в Баден-Бадене , музыка принесла славу своему автору. Бородин в это время пребывал за границей.Композитор с воодушевлением пишет Венделину Вайсхаймеру: „Господин профессор Ридель был так любезен, чтобы уведомить меня об успехе моей симфонии. Я без сомнения должен приписать такой успех отличному исполнению под Вашим талантливым руководством.“ Бородин воспринимал музыку как „времяпрепровождение, как отдых от более серьезных занятий“, под чем он подразумевал, пожалуй, свою работу ученого. К концу его жизни Бородин тяжело страдал от осложнений в результате холерной инфекции и сердечных болей . 27 февраля 1887 во время праздничных мероприятий академии композитор умер от инфаркта. Он был похоронен на кладбище Александра Невского при Тихвинском монастыре в Санкт-Петербурге.( )
В 1953 Роберт Райт и Джордж Форрест взяли за основу музыкальные произведения Бородина и обработали их, полностью озвучив музыкой композитора демонстрируемый впервые в 1953 в Broadway мюзикл Kismet . Мюзикл пользовался всемирно большим успехом также на Лондонском западе и экранизировался с Анн Близэ. Отрывки из партитуры мюзикла украшают могильный монумент композитора.