Евгений Михайлович Дрейзин (1880 – 1932)
Евгений Михайлович Дрейзин - военный капельмейстер, участник русско-японской и первой мировой войн, автор школы игры в духовом оркестре («Школы-азбуки») и многих музыкальных произведений, известных еще с дореволюционных времен, после ранения на германском фронте в 1916 году поселился в Калуге.
1917 год. Революционные события Е.Дрейзин принимает как данность. Он активно участвует в работе профсоюза работников искусств (Рабик). А в 1918 году в Калужской типографии создает комсомольско-молодежный духовой оркестр. Эту работу Дрейзин начинает практически с нуля, сначала обучая подростков и молодежь игре на определенном инструменте, а через короткий промежуток времени объединяя их в ансамбль и в оркестр.
Через полтора-два года оркестр окреп. В репертуаре появляются новые интересные пьесы, значительная часть которых - сочинения руководителя. Евгений Михайлович не афиширует авторство, но многие ученики догадываются и все больше уважают и любят своего учителя.
На рубеже 1920 и 1921 годов 42-летний дирижер на вечере, посвященном встрече Нового года, знакомится с молодой 18-летней девушкой Верой Искос, машинисткой «Губпленбежа» (существовал такой комитет по делам пленных и беженцев, располагавшийся в старинном деревянном доме с белыми колоннами на нынешней улице Ленина перед столовой «Чайка»). Новый год они уже праздновали вместе в доме Разумовских. Через две недели - поженились.
В 1922 году в семье Дрейзиных родился сын Альбин, а в 1923-м - дочь Элегия, названная в честь любимого произведения Евгения - «Элегия» Ж.Масснэ.
Это было тяжелейшее время. Ломка старых убеждений и насаждение нового порядка. У руководства жизнью страны оказались люди некомпетентные, а зачастую слишком далекие от искусства. Интеллигенция спасалась в эмиграции. Тот же, кто не смог уехать, искал способы сотрудничества с новой властью, терпя неустроенность и трудности, голод и холод. Все это в полной мере испытала семья Дрейзина.
В 1925 г. семья Дрейзиных покидает Калугу и уезжает в Крым, в Керчь, к семье брата Николая. К этому времени здоровье Евгения Михайловича заметно ухудшилось: сказались и последствия плена, и ранения, и нервное и творческое напряжение, и бытовые проблемы. В Керчи Евгений Михайлович работает руководителем оркестра в клубе «Водник», дирижирует во время спектакля в театре, участвует в концертах, начинает обучать сына игре на скрипке.
Евгений Михайлович ведет переписку с теми, с кем общался долгие годы. Его калужские друзья и ученики часто пишут ему о том, как они переживают отсутствие Дрейзина в Калуге. Им его явно не хватает. И вот они организуют поездки к нему в Крым. Ведутся переговоры о возвращении музыканта. Наконец, все взвесив, Дрейзин принимает решение вернуться.
В 1930 году он уже в Калуге. Работает в клубе железнодорожников им.Андреева (здание на месте нынешнего концертного зала филармонии). Но заработков становится все меньше, а жилья нет. Летом 1931 года случай помог Дрейзину найти работу с предоставлением весьма приличного жилья в Полотняном Заводе. Это была половина дома, с земельным участком, с верандой, кухней и двумя комнатами, а главное - с печкой. Друзья помогли утроить быт, одеть детей, подготовить их к школе.
Работа в клубе бумажной фабрики была успешной и желанной. Дрейзин готовит праздничную программу к годовщине Октябрьской революции. Он и дирижер, и режиссер, и композитор, и солист, и аккомпаниатор. Однако несчастье шло рядом. Бытовая травма выводит Евгения Михайловича из строя. Сказались все болезни последних лет. Дрейзин слег. Пришлось везти его в Калугу, в Хлюстинскую больницу. Но и там не удалось победить открывшийся туберкулез. 4 февраля 1932 года Евгения Михайловича не стало.
Много людей провожало его в последний путь на Пятницком кладбище. Звучала музыка двух оркестров, которыми когда-то он руководил.
Убитая горем жена Вера, дети, не достигшие ещё девяти и десяти лет, запомнили лишь отдельные эпизоды этого страшного дня, после чего отправились в Полотняный Завод.
Так случилось, что место захоронения Дрейзина вскоре было запущено и забыто: жизнь в те годы была такой тяжелой и голодной, что в пору было думать только о живущих. А потом началась война. Но и до войны, и после в местах отдыха в Калуге нередко исполнялась музыка Дрейзина. Только мало кто помнил ее автора. В других городах и весях Советского Союза в парках культуры и отдыха, на танцплощадках звучал вальс «Березка»...
Но время расставило все по своим местам. Имя истинного автора «Березки» с годами было восстановлено. Во многом благодаря подвижнической деятельности его детей: Альбина - скрипача, пианиста, композитора, и Элегии, связавшей свою судьбу с вокальным и хоровым искусством.
Многие из бывших учеников Дрейзина стали хорошими музыкантами: А.Соловьев, А.Кружков, П.Глебов, а также руководителями оркестров: М.Домбровский, А.Ефремов.
- БЕРЕЗКА (романс)
(Е.Дрейзин, использована музыка А.Рубинштейна к романсу "Разбитое сердце" - А.Безыменский). Исполняет Людмила Зыкина в сопровождении оркестра народных инструментов.