Борис Мандрус – концертмейстер, написавший и обработавший несколько песен для Клавдии Шульженко.
Из двух выдающихся российских концертмейстеров минувшего века, каковыми большинство знатоков и специалистов считают Давида Ашкенази и Бориса Мандруса, по части прижизненной известности и посмертной славы последнему повезло куда меньше.
Из двух выдающихся российских концертмейстеров минувшего века, каковыми большинство знатоков и специалистов считают Давида Ашкенази и Бориса Мандруса, по части прижизненной известности и посмертной славы последнему повезло куда меньше. Причина этого не столько в громкости и обилии артистических имен, с которыми работал Ашкенази (А. Вертинский, К. Шульженко, И. Архипова, Л. Зыкина, И. Кобзон), сколько в его виртуозной, ярко индивидуальной манере, нередко выводившей Ашкенази в герои концертного номера. Мандрус в этом плане был менее заметен и более традиционен, но тем и предпочтительнее для вокалистов. Его выступления с такими певицами, как Е. Юровская, К. Шульженко, Е. Разина и Э. Жерздева, оставили нам в наследство немало шедевров романсового искусства. К несправедливо забытым именам можно отнести не только Е. Юровскую (в 20-30-е гг. самую популярную эстрадную певицу страны), но и двух последних "любимиц" Бориса Мандруса: Е. Разину (с неизменным успехом они выступали с 1970 по 1974 гг.) и Эльмиру Жерздеву (эту лебединую песню русского романса минувшего века!), с которой он работал с 1975-го до самой кончины. Вместе с ними в числе "забытых имен" оказался и сам Борис Яковлевич. В 1947 году 35-летний концертмейстер пришел на работу в Госконцерт. Эстрада, концертный зал с юных лет были для Мандруса любимым местом приложения творческих сил. Выходец из большой небогатой еврейской семьи, на момент его рождения в 1912 году проживавшей в глухом провинциальном Саранске, талантливый музыкальный мальчик стал студентом Московской консерватории по классу фортепиано, которую в силу материальных обстоятельств так и не окончил. Проработав несколько лет тапером в московских и ленинградских кинотеатрах, он в конце 30-х годов знакомится со звездой советской эстрады Екатериной Юровской и становится ее концертмейстером. Помимо многочисленных гастрольных выступлений, в 1939-1940 годах они успевают записать несколько шеллаковых пластинок, выпущенных на заводах "Ленмузтрест", Ногинском и Апрелевском. Среди них особо выделяется известный шлягер Ежи Петербургского на слова Я. Галицкого "Синий платочек". В годы войны появился так называемый военный вариант "Платочка" (наиболее яркое отечественное исполнение принадлежит К.И. Шульженко, зарубежное — Саре Горби). В 1948 году пианистка Раиса Брановская, в первые послевоенные годы аккомпанировавшая К. Шульженко, начинает самостоятельную творческую деятельность, и Клавдия Ивановна какое-то время остается без постоянного концертмейстера. Руководство Госконцерта рекомендует прославленной певице Бориса Мандруса. Надо признать: трудно было сделать лучший выбор. Среди исполненных бесчисленное количество раз песен и романсов следует выделить мировой шлягер Себастиана де Ирадиера "Голубка", испанскую народную песню "Простая девчонка", романс-песню О. Фельцмана "Поверь" и романс И. Жака "Руки". Клавдия Ивановна пела также песни, написанные Б. Мандрусом. К концу 60-х годов концертные выступления Клавдии Ивановны в силу возрастных причин утрачивают прежнюю интенсивность. Дабы не потерять и без того в невысоком заработке рядового концертмейстера (звание заслуженного артиста РСФСР он получил лишь в 1984 году в возрасте 72 лет!), Борис Мандрус вынужден все чаще выезжать на гастроли с другими исполнителями. Однажды, вернувшись в Москву, он узнал, что Шульженко выступает с Давидом Ашкенази. Это огорчило Бориса Яковлевича, но, вняв дружеским уговорам певицы, он согласился попробовать аккомпанировать ей "на пару". Однако после двух концертов в "Лужниках", когда рояли Мандруса и Ашкенази стояли друг напротив друга, но при этом игравшие на них мастера так и не составили равноправного дуэта, раздосадованный Борис Яковлевич ушел не попрощавшись. Их разрыв с Клавдией Ивановной продолжался более шести лет, и примирение состоялось лишь в 1976 году на юбилейном концерте певицы в Колонном зале, куда Мандрус, уже активно работавший с Эльмирой Жерздевой, все же пришел и был за руку выведен Клавдией Ивановной на сцену со словами: "Это мой любимый концертмейстер, с которым я проработала более 20 лет!"
- Кто ты (песня)
(обр. Б.Мандруса - Б.Брянский). Исп. Клавдия Шульженко.
- Отвори (песня)
(народная, обр.Б.Мандрус - С.Болотин). Исп. Клавдия Шульженко