imageДневник

М.И.ГЛИНКА. ОПЕРА ИВАН СУСАНИН,.



Опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» - великое произведение великого композитора. Премьера оперы состоялась в Большом театре Санкт-Петербурга 27 ноября (9 декабря) 1836года под названием «Жизнь за царя». Это новое название появилось незадолго до премьеры.
По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800—1860). Этот барон, с акцентом говоривший по-русски, тем не менее сочинял на неродном языке стихи (сейчас мы сказали бы - «тексты»). Многое Розеном было написано для уже сочиненной Глинкой музыки, иными словами, было им подтекстовано.
На следующий день после премьеры, на дружеском обеде в честь Глинки у А. В. Всеволжского был сочинен «Шуточный канон»:
1 куплет — Жуковского:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не Глинка, а фарфор!
2 куплет — Вяземского:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея — Глинку
От Неглинной — до Невы.
3 куплет — Жуковского:
В честь столь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан!
4 куплет — Пушкина:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов писал: «Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение».
После революции опера «Жизнь за царя» долгое время в СССР не исполнялась. Благодаря поэту Сергею Городецкому, который с помощью дирижёра Самуила Самосуда создал новое либретто, опера Глинки была поставлена в Большом театре в 1939 году режиссёром Борисом Мордвиновым с первоначальным названием.
С 1945 года спектаклем «Иван Сусанин» Глинки открывал ежегодный сезон Большой театр. Партию Ивана Сусанина исполняли выдающиеся певцы М.Д.Михайлов и М.О. Рейзен. Лучшим среди исполнителей партии Сусанина в 20-м веке был Максим Дормидонтович Михайлов. Ему было доверено исполнение главной роли в день Победы 9 мая 1945 года.
В 1988 году режиссёр Николай Кузнецов, художник Валерий Левенталь и дирижёр Александр Лазарев поставили «Жизнь за царя» в Большом театре в возобновлённых декорациях первой постановки и со «старым» (первоначальным) либретто. Но спектакль прошёл всего 23 раза и был снят со сцены.
В 1997 году Большой вновь возобновил «Сусанина». На этот раз с глинковским либретто и с его названием — «Иван Сусанин», в декорациях баратовского спектакля. Благодаря мастеру оперного дирижирования Марку Эрмлеру и таланту исполнителя главной роли (Владимир Маторин), спектакль получился.
Следует отметить, что редакция Городецкого и Самосуда имела колоссальное значение. И.В.Сталин понимал, что жизнь за царя может иметь непреходящую ценность только в православном государстве, где Царь является помазанником Божьим. В атеистическом государстве, которым являлся СССР, нужны доминанты, которые были бы приняты всеми, - верующими и атеистами. Это, естественно, страна («Русь святая»), родная земля, народ. И он оказался прав. Опера обрела новое дыхание, стала мощным средством воспитания патриотизма и любви к русской музыке. А за руководителей страны, не являющихся «помазанниками», тех, которые могут предавать и страну, и живущие в ней народы, жизнь отдавать не стоит.
Вашему вниманию представляю восстановленную и отреставрированную запись оперы, выполненную в 1947 году. Либретто с текстом С.Городецкого. Состав исполнителей и содержание приводятся на других страницах сайта.
30-01-2011