каталогНищая (романс).
(А.Алябьев - П.Беранже, Д.Ленский). Исполняет Валерий Агафонов.

НИЩАЯ

Зима, метель, и в крупных хлопьях
При сильном ветре снег валит.
У входа в храм одна, в лохмотьях,
Старушка нищая стоит…
И, подаянья ожидая,
Она всё тут с клюкой своей,
И летом, и зимой, слепая...
Подайте ж милостыню ей,
О, дайте милостыню ей!

Сказать ли вам, старушка эта
Как двадцать лет тому жила!
Она была мечтой поэта,
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
Она соперниц не имела…
Подайте ж милостыню ей,
О, дайте милостыню ей!

Бывало, после представленья
Ей от толпы проезда нет.
И молодежь от восхищенья
Гремела «браво» ей вослед.
Какими пышными хвалами
Кадил ей круг ее гостей –
При счастье все дружатся с нами;
При горе нету тех друзей.
О, дайте милостыню ей!

Судьба и воля провиденья…
Артистка сделалась больна,
Лишилась голоса и зренья
И ходит по миру одна.
Бывало, нищий не боится
Прийти за милостыней к ней.
Она ж у вас просить стыдится…
Так дайте ж милостыню ей,
О, дайте милостыню ей!

Алябьев Александр Александрович (1787 – 1851)

Русский композитор; наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений, в том числе знаменитого Соловья. Родился в семье тобольского губернатора 4 (15) августа 1787, с 1804 жил в Москве. Получил хорошее домашнее образование, возможно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782-1837). В 1810 опубликовал первые музыкальные сочинения; в 1812-1814 участвовал в Отечественной войне (вступил добровольцем в гусарский полк) и заграничных походах русской армии. Был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. (%product%)После войны жил некоторое время в Петербурге, в 1823 вернулся в Москву, где вскоре приобрел славу певца-тенора и пианиста. На открытие здания Большого театра (6 января 1825) написал (совместно с другими авторами) музыку к прологу Торжество муз. Здесь были поставлены его комическая опера Лунная ночь, или Домовые, водевиль Деревенский философ, комический балет Волшебный барабан. В марте 1825 Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера во время карточной игры и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 сослан в Сибирь — в Тобольск. Здесь организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В 1832-1835 жил на Кавказе. Вернулся в Россию в 1835, в начале 1840-х годов — в Москву. Умер композитор в Москве 22 февраля (6 марта) 1851. Яркая фигура Алябьева многократно запечатлена в воспоминаниях современников и в художественных произведениях, в том числе в романе А.Ф.Писемского Масоны.

Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика — более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего Соловей, по преданию, сочиненный во время заключения в крепости в 1827). Среди камерно-инструментальных сочинений — квинтеты, квартеты, трио, сонаты, вариации и т.д. Перу Алябьева принадлежит пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит и т.д.(%product%) Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, из которых полностью завершены три, а поставлена только Лунная ночь), балет, музыку к водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату, музыку к драматическим спектаклям (трагедиям, комедиям, драмам, в том числе к московской премьере Русалки Пушкина, к Буре и Виндзорским проказницам Шекспира и т.д.). Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий — как русских и украинских, так и кавказских, татарских, среднеазиатских. Автор духовной музыки — более 100 произведений, среди которых выделяется масштабная Литургия концертного типа. Но все же именно песни и романсы принесли Алябьеву славу `русского Шуберта`.

Русский перевод Д. Ленского написан в 1840 году. Музыка написана не позднее 1851 года. Исполнители вносили в текст и мелодию некоторые изменения.


Послушать:


Скачать файл nischay.mp3