|


каталогОстрою секирой (романс).
(А.Гречанинов - А.К.Толстой). Исполняет Валерий Агафонов

Музыка А. Т. Гречанинова, Слова А. К. Толстого

Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы.
Ты не плачь береза, бедная, не сетуй,
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана, —
Лишь больное сердце не залечит раны.
Лето 1856,

Гречанинов Александр Тихонович
(1864–1956)
Гречанинов Александр Тихонович — родился (13) 25 октября 1864 г. в Калуге, (по другим сведениям — в Москве, в купеческой семье). В 1881-1890 годах А.Т.Гречанинов учился в Москве в консерватории, сначала у П.И.Чайковского, потом у А.С.Аренского, затем — в Петербургской консерватории, у Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, «Добрыня Никитич», была поставлена в московском Большом театре в 1903. Вторая, «Сестра Беатриса» (по Метерлинку) — в 1912 в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. Собственно говоря, А.Т. Гречанинов — светский композитор. Но он написал также немало хороших произведений и для церковных хоров. Особенно характерны его отдельные песнопения, из которых некоторые представляют собой переложения-обработки уставных напевов русской церкви для хора, но большая часть его духовно-музыкальных произведений является свободными сочинениями. Наиболее характерными для духовно-музыкального творчества А.Т.Гречанинова являются именно отдельные песнопения. Как в своих обработках распевных мелодий, так и в своих свободных духовно-музыкальных сочинениях Гречанинов нередко применяет обороты и приемы, подсказанные народными песнями. Но иногда он не чуждается приблизиться к условным формам хоровой фактуры в стиле духовно-музыкальных произведений П.И.Чайковского. Наиболее характерной в этом отношении является его первая литургия, опус 13 (1897 г.), в которой он как бы за образец берет литургию Чайковского, опус 41.
Самостоятельна его вторая литургия, опус 29, написанная им в 1902 году для большого, сильного хора. Особенное внимание в этой литургии привлекло "Верую...", получившее громадное распространение. В этом "Верую..." Гречанинов поручил альту читать текст Символа Веры, причем, хор создает этому чтению гармонический фон: он протяжно поет слово "верую", ("исповедую", "чаю") на соответственно меняющихся аккордах. Получилось замечательное, еще до тех пор никем не применявшееся сочетание простой, почти что традиционной псалмодии и хорового, напоминающего орган, пения хора. Все внимание слушателей сосредотачивается на тексте; аккордовый фон совершенно не отвлекает внимания. Это "Верую..." прочно вошло в обиход многих русских церковных хоров и напето на многих граммофонных пластинках.
Впоследствии Гречанинов сделал попытку выйти за рамки традиционной православной богослужебной музыки: в 1917 году им была написана "Литургия демественная" опус 79, для солистов, тенора и баса, хора, струнного оркестра, органа и арф. Ее концертное исполнение состоялось уже за границей, в 1926 году. Необычность этого произведения, наряду с демественными напевами и богослужебными текстами, использующего весьма современные музыкальные приемы, у многих вызвала неприятие его в качестве церковного, т.е. предназначенного для молитвы поскольку оно не укладывалось в рамки исторически сложившегося типа церковного пения. С другой стороны, несомненен религиозный характер демественной литургии, так что она пользуется заслуженной популярностью и сейчас.
Вскоре после 1925 года А.Т.Гречанинов эмигрировал и жил сначала в Париже, а с 1939 года в США (получил американское гражданство в 1946). В эмиграции он продолжал (но очень мало) писать произведения для церковных хоров, но печатать их ему уже не удавалось. Незадолго до своей кончины, в 1943 году, Гречанинов написал для смешанного хора литургию, опус 177, N 4, названную им "Новый Обиход". Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера — «Женитьба» (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга "Моя жизнь".
Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956 года в возрасте 92 лет.

Биография А. К. Толстого приведена на странице с романсом «Былые радости».


Послушать:


Скачать файл ostroyusekir.mp3