|


каталогВам 19 лет (романс).
(Борис Прозоровский - Е.Белогорская). Исполняет Валерий Агафонов

ВАМ 19 ЛЕТ

Музыка Бориса Прозоровского
Слова Елизаветы Белогорской

В мою скучную жизнь
Вы вплелись так туманно,
Неожиданно радостна Ваша тайная власть -
Ураганом весенним, но совсем нежеланным
Налетела, как вихрь, эта тайная страсть.

Вам девятнадцать лет,
У Вас своя дорога,
Вы можете смеяться и шутить.
А мне возврата нет, я пережил так много,
И больно, больно так в последний раз любить.

Дни в томительной пляске,
И часы – как минуты,
А минуты – тончайшая серебристая пыль…
Позабудутся ласки, Вы солжете кому-то,
Что любовь наша призрак и далекая быль.

Вам девятнадцать лет…

Рвите лучше жестоко,
Не хочу сожалений,
Не дарите из милости мне весну Ваших лет.
Уходите скорее, оставайтесь виденьем
И мучительно просто скажите мне «нет».

Вам девятнадцать лет…

Из репертуара Тамары Церетели (1900-1968).


Романс написан Борисом Прозоровским для Тамары Церетели - когда она начала сольную карьеру в 1920 году в Тифлисе, ей было 19 лет (может быть, это просто совпадение, и Елизавета Белогорская писала текст о чем-то своем). Там, в Тифлисе, Прозоровский и Церетели и познакомились, и больше не расставались. В 1930 году Прозоровский угодил на Беломорканал, в 1933 году досрочно освобожден, но через два года вновь арестован и в ноябре 1937 расстрелян. Судьба автора слов также сложилась печально. Во время Второй мировой войны Белогорская и Церетели вместе поехали на Кавказ. Белогорская задержалась в Пятигорске, и в это время город заняли немцы. Белогорская покончила с собой. Тамара Церетели оставалась на эстраде до 1960 года: после 1953 опять стало возможно петь романсы, в том числе и запрещенного ранее Прозоровского.

Источник романса, конечно, поэзия. Но инициатива создания романса чаще всего принадлежит композитору. Именно композитор находит хорошие поэтические тексты и сочиняет к ним музыку, соответствующую характеру и содержанию поэзии. Поэтому обычно пишут: «Романс такого-то на слова такого-то». Бывает, правда, что один из соавторов, а то и оба, не известны. Романс живет, он звучал «на ребрах», с магнитофонов,в пародиях (так С.Образцов, сам большой знаток и любитель романсов "протаскивал" их на голубой экран), а имена его создателей оказались стертыми временем (и людским равнодушием: "мы ленивы и нелюбопытны"), Порой нам не хватает времени и сил.
Борис Алексеевич Прозоровский написал свыше 60-ти замечательнейших романсов, среди них очень (в отличии от их автора) известные : «Прощай, мой табор», «Вернись, я все прощу», «Мы никогда друг друга не любили», «Плачет рояль», «Газовая косынка», «Караван», «Мы только знакомы», «Огни заката», «Левкои» и другие.
На многих сайтах (даже профессиональный вокалистов) они обозначены как романсы "неизвестных авторов". Вполне возможно потому, что это имя многим неизвестно. Партийно-советская власть совместно с деятелями так называемой "пролетарской культуры" приложила все усилия, чтобы это имя было забыто, как и имена многих других творцов, которые не вписывались в нелепые требования Пролеткульта (так тогда назывался шоу-бизнес).
Нынешняя власть не препятствует тому, чтобы многие замечательные творения Бориса Прозоровского обрели своего автора (и за это ей отдельное спасибо), но сведения о его жизни удалось собрать очень скупые.
Он прожил короткую и трагическую жизнь. Даже год рождения в разных источниках разный. Даже дата и место смерти тоже точно не известны. То, что мы знаем о Борисе Прозоровском, мы знаем, в основном, благодаря Владимиру Дмитриевичу Абрамову, ветерану Великой Отечественной войны, коллекционеру музыки, человеку, преданному искусству, и страстному поклоннику русского романса.
В. Д. Абрамов обожал творчество Прозоровского и проделал очень большую работу, сопоставляя факты, даты выхода в свет отдельных романсов Прозоровского, поэтические тексты произведений, события в стране. Как кирпичик за кирпичиком, он выстроил фундамент драматической биографии композитора.
Борис Прозоровский - Композитор, пианист, аранжировщик, концертмейстер, родился в Петербурге по одним данным 30 июня 1891 года , по другим данным в 1889 году (Н.Ширинский) , по третьим данным в 1886 году (анкета в книге А Титова), в семье военного врача. Его родители прожили вместе недолго, разошлись, и воспитанием сына занялась мать.
Музыкальное дарование Бориса Алексеевича Прозоровского и его тяга к музицированию и сочинительству, проявились в раннем детстве. Но для дворянина стать профессиональным музыкантом было неприлично, и он по настоянию матери и по примеру отца избрал карьеру военного врача.
Разница между госпитальной действительностью и привязанностью к музыке, поэтическому миру романса, с годами становилась для Бориса все более очевидной. Еще работая врачом, Борис сочиняет свои первые романсы и в годы Первой мировой войны, точнее в 1916 году (будучи зауряд-врачом батальона леб-гвардии Волынского полка, дивизионного отряда французского фронта, гвардии резервного полка), публикует пятнадцать из них в сборнике "Песни печали и любви". (Это, пожалуй, одно из самых точных определений романса - Песни любви и печали).
После октябрьского переворота 1917 года Борис Алексеевич перебирается в Тифлис, где он активно участвует в музыкальной жизни города, вместе с другими музыкантами и артистами организует Клуб Артиста. Здесь же композитор знакомится с Тамарой Церетели.
Она в то время обучалась в тифлисской консерватории , обладала сильным и красивым голосом и очаровательной внешностью, ей в это время было 19 лет, а Борису по меньшей мере 28. С ней и начал готовить концертную программу Прозоровский, в это же время возникла их взаимная любовь, любовь с первого взгляда, драматическая с самого начала. (Биографы считают, что этой психологической ситуации, связанной со значительной разницей в возрасте, посвящен романс Прозоровского «Вам 19 лет».) В 1920 году они уже вместе выступают в домах тифлисской интеллигенции, в небольших концертных залах и ресторанах Тифлиса. Их принимают доброжелательно и очень тепло.
В ноябре 1923 года Борис Прозоровский вместе с Тамарой Церетели прибыли в Москву. В Москве Прозоровским и другими было создано творческое содружество "Павлиний хвост", в котором композитор заведывал музыкальной частью. Весной 1923 года состоялся первый авторский концерт Прозоровского в Малом зале Дома Союзов с участием Н.Обуховой, Е.Катульской, А.Матовой, В.Поповой, С.Юдина. Осенью 1923 году в Москву переехала Тамара Церетели, где получила всеобщее признание с исполнением романсов Прозоровского. Состоялись многочисленные и успешные гастроли по стране.
Прозоровский и Церетели стали известны и очень популярны в столице, успешно гастролировали по стране. Но уже началась борьба с романсом как с дворянским и белогвардейским, чуждым "сознательному пролетариату" жанром. В 1925 году Прозоровского в первый раз арестовывают, но выпускают, запрещая три года выступать в Москве. Спасают Прозоровского гастроли в Крыму и на Кавказе.
Потом некоторый период послабления. В целом 1927-1929 годы были плодотворными и удачными в музыкальной жизни Б. Прозоровского. Церетели и Прозоровский, певица и композитор, много выступают, и каждый концерт становится триумфом. В 1928 году истек формальный запрет на выступления в Москве. У них - лучшие концертные площадки страны, включая Московскую консерваторию и Колонный зал, даже приглашения за рубеж. В 1927 г. фирма "Музпред" произвела грамзапись лучших романсов Прозоровского в исполнении Церетели. Но выступать вместе им остается совсем недолго ...
В конце 20х годов НЭП свернули. Неугодным оказалось все, что напоминало о нем, в том числе и романс, который партийная власть объявила упадочническим жанром, непригодным для советского человека. В стране развернулась кампания по борьбе романсом и его творцами.
Весной 1929-го в городе на Неве состоялась Всероссийская музыкальная конференция, на которой было окончательно решено запретить исполнение и издание жанра ... романса, так как «наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка <этого типа>, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества».
В 1930 году на Прозоровского поступил донос. Последовал второй арест. 10 июня того же года Правительством СССР было принято постановление «О сооружении Беломоро-Балтийского канала», которым предписывалось использовать на строительстве 120 000 заключенных ОГПУ. Среди последних оказался и композитор Борис Прозоровский. На строительстве Беломорканала Прозоровский содержался как заключенный, но работал по специальности врачом, что и спасло на некоторое время его жизнь.
Вернулся композитор в Москву в 1933 году. Дальше среди биографов Бориса Прозоровского в этом периоде жизни есть разногласия. По одним источникам в Москве возобновляется творческий союз с Тамарой Церетели. 17 апреля 1933 года под аккомпанемент Б. Прозоровского певица записывает на пластинку четыре вещи. Эта пластинка оказалась последним прижизненным изданием для композитора. По другим источникам, вернувшись в Москву, опальный композитор узнал, что Тамара Церетели стала звездой и выступает с другим аккомпаниатором Зиновием Китаевым. Оказалось, что и любовь Тамары Церетели осталась позади. Прозоровский тяжело переживал случившееся. Переживания окрасили его творчество в трагические тона, но не оттолкнули Бориса Прозоровского от Тамары Церетели, которой посвящено его творчество. На нотных сборниках 20 - 30-х годов после слов ``Музыка Б.Прозоровского`` почти всегда стоит: ``Посвящается Т.Церетели``. В этот период он написал романс «Мы только знакомы, как странно», который по предположениям биографов отражает психологическую ситуацию новых отношений с Тамарой Церетели.
Проследим далее судьбу Бориса Прозоровского. 1 декабря 1934 года (в день убийства Кирова) ЦИК СССР принял постановление «О внесении изменений в действующие УПК союзных республик», упрощавшее процедуру судебных разбирательств. Первая волна репрессий затронула оставшихся «представителей старой интеллигенции и дворянства», поголовно объявленных «белогвардейцами». За несколько месяцев в Москве и Ленинграде десятки тысяч человек были арестованы и отправлены в лагеря. Для Бориса Прозоровского третий в его жизни арест обернулся ссылкой в город Свободный, возле Благовещенска. Есть утверждение, что там в 1935 или в 1936 году его встретил находившийся на гастролях Вадим Козин. Затем вроде бы Прозоровский был переведен в один из лагерей под Хабаровском. Но точных данных нет.
По одним источникам Борис Прозоровский был расстрелян в 1937 году. По другим источникам, тоже расстрел, но раньше. По третьим источникам Прозоровский умер в 1939 году. Проверить эти источники биографам не удалось. Доподлинно известно только то, что Б. А. Прозоровский не дожил до посмертной реабилитации в 1957 г. «за отсутствием состава преступления».
Тамара Церетели после расставания с Прозоровским никогда не была замужем. В одном из интервью Тамара Семеновна обронила знаменательную фразу: ``Всю мою деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант``. Тамара Церетели ушла из жизни на 30 лет позже, в 1968 году (в возрасте 68 лет).
Немного об "неизвестном" авторе слов.
Елизавета Борисовна Белогорская была и поэтессой и певицей, на сцене с середины 1920-х годов. Среди ее текстов к песням и романсам - «Осень, прозрачное утро», музыка Вадима Козина. В 1942г она не успела выехать из Пятигорска до того как немцы оккупировали город и по слухам покончила с собой.

Есть одна загвоздка. На надгробии поэта Константина Подревского написано, что он является автором текстов ряда романсов, в том числе и романса «Вам 19 лет». И действительно, по логике, автором должен быть мужчина. Так что разбирайтесь сами.


Послушать:


Скачать файл vam19let.mp3